Зароастризм

История возникновения зороастризма.

Одна из древнейших религий, берущих начало в откровениях  пророка Спитама Заратустры, которые он получил от бога Ахура и название ей Зороастри́зм.

Так как к настоящему времени зороастризм в основном вытеснен исламом, он сохранился лишь в небольших общинах в  Иране (гербы) и  Индии (парсы), а так же есть последователи в США и Западной Европе. В нашей стране, преимущественно в Таджикистане, действует сообщество традиционных зороастрийцев.

Сам термин Зороастри́зм переводится с персидского как Благая вера почитания Мудрого и происходит от греческого произношения имени основателя религии. В Европе эта религия носит название – маздеизм и благозвучно другому названию религии – Авест, то есть Благая Вера, Благое Мировоззрение, Благое Сознание.

В основе религии зороастризма или учения Заратустры лежит свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. Примерно до 5 века до нашей эры учение носило характер единобожия, но уже в первые десятилетия после смерти пророка Заратустры началось возвращение к многобожию (существование двух духов, олицетворяющих добро (Спента Маинью) и зло (Ангра Маинью). В более поздних эпохах вера в двуединую сущность претерпела изменения, превратившись в полноценный дуализм.

В современных вероучениях зороастрийцев можно выделить 9 основ:

  • Это вера в Мудрого бога,
  • вера в единого пророка,
  • вера в существование духовного мира и в двух духов,
  • вера в изначальный вселенский Закон праведности и гармонии,
  • вера в человеческую сущность,
  • вера в семь ступеней развития и раскрытия человеческой личности,
  • вера во взаимопомощь,
  • вера в святость природных стихий и живой природы,
  • а также вера в чудесное преображение бытия.

Как и любая другая религия Зороастри́зм имеет свои символы:

Одним из основных является сосуд с огнём или по другому говоря — огненный алтарь представленный либо как сосуд переносной, либо в виде платформы стационарный.  Еще одним символом является человеческий образ (Фаравахар) в крылатом круге в нижней белой рубахе седре, сшитой из одного куска хлопчатобумажной ткани и всегда имеющей ровно 9 швов, а также  кошти, т.е. тонкий пояс, который сплетён из 72 нитей белой овечьей шерсти и полый внутри.

За время своего существования религия зороастризм прошла следующие периоды становления:

Первым периодом, который длился до 558 г до нашей эры, считается Архаичный период и просматривается в форме устной традиции, т.к. по времени совпадает с жизнью пророка Заратустры, но конкретную дату жизни и место обитания Зороастра (Заратустры) установить не удалось. Одни называют местом его рождения Азербайджан, другие считают районы Средней Азии, третьи , что это «наш» русский Аркаим на Южном Урале.

Вторым периодом считается Ахемединский период , который длился с 558г до 330г до нашей эры и ознаменовался воцарением династии Ахеменидов, созданием персидской империи, появлением первых письменных памятников зороастризма.

Третий период , длительность которого датируется с 330г до 226г нашей эры, считается периодом зллинизма и Парфянского государства и отмечен падением ахеменидской империи в результате похода Александра Македонского, а также созданием парфянского царства. Уже в этот период зороастризм потеснен буддизмом в империи  Кушанов.

Четвертым периодом , который длился с 226г до 652г нашей эры был Сасанидский период , который отметился возрождением зороастризма, развитием централизованной зороастрийской церкви, борьбой с ересью.

Пятый период, длительность которого исчисляется с 652г нашей эры и до середины XX века, обозначился Исламским завоеванием и упадком зороастризма в Персии, гонениями на последователей зороастризма, возникновение парсийской общины Индии из эмигрантов из Ирана.

И шестой — это современный период , который датируется с середины XX века и до настоящего времени. Он охарактеризовался как миграция иранских и индийских зороастрийцев в США, Европу, Австралию, и установлением связей диаспоры с центрами зороастризма в Иране и Индии.

Зороастрийцы придают большое значение ритуалам и праздничным религиоз- ным церемониям среди которых выделяются: Седре-пуши или Навджот, Новзуди, Гавахгири (свадебный обряд) и другие.

Суть Седре-пуши, что в переводе с персидского означает надевание рубахи, или Навджот у парсов — это обряд принятия зороастризма, который проводит мобед (это стражи священного огня, им принадлежит священный огонь). Проводят обряд обычно когда ребёнку исполняется 15 лет, но он может проводиться и в более раннем возрасте где-то лет с семи, когда ребёнок сможет сам произнести символ веры и повязать пояс. Клятвой веры ребенок обязуется во что бы то ни стало всегда придерживаться религии Ахура Мазды и закона Заратустры.

Другим очень значимым обрядом считается Новзуди- это посвящение в священнический сан, который проводится при большом стечении мобедов и мирян. В процессе обряда всегда участвует предыдущий посвящённый мобед в этой местности. По окончании церемонии новопосвящённый мобед проводит Ясну и окончательно утверждается в сане.
Наряду с положительными аспектами религии зороастризм имеет ряд отрицательных моментов:

  • первым отрицательным моментом являются жертвоприношения;
    у Геродота находим описание подробностей о жертвоприношениях- жертвенное животное ведут на чистое место, молятся богу за всех персов и за царя, потом разрезают жертвенное животное на части и сварив мясо устилают землю обычно клевером и кладут на нее мясо, а потом поступают с мясом как захочется.
    У Страбона мы также находим подробности о жертвоприношениях.
    Даже в современном мире исламский праздник Курбан байрам связан с обрядом жертвоприношения и отмечается в Азербайджане.
  • вторым отрицательным моментом являются призывы необходимости борьбы с силами зла:
    последователи Благой веры весьма чётко противопоставляли себя иноверцам и стремились подвигнуть темный люд к преследованию и убийству иноверцев.
    В священной книге зороастрийцев называемой Авестой мы найдем описание как персы не церемонились с преступниками, совершившими тяжкие преступления — делали все , чтобы не допустить пересмотра дела. Наряду с физической смертью следовала и гражданская смерть физического лица , которая выражалась в конфискации всего его имущества. В священной книге мы находим текст, который обязывает служителей и хранителей священного огня защищать этот огонь всеми доступными способами, в том числе и с оружием в руках.
  • третьим отрицательным моментом является кощунственное отношение к покойникам: для зороастрийцев неприемлемы зарывание трупов в землю и трупосожжение- труп оставляли на открытом месте или в специальном сооружении  для утилизации птицами и собаками. После очистки скелета от мягких тканей и высушивания костей они складывались в урны. Уже в начале 1970-х гг. зороастрийцы хоронят тела в бетонируемых могилах и склепах, чтобы избежать осквернения земли и воды соприкосновением с трупом. Большим грехом считается погребение и переноска трупа в одиночку, т.к. это должны делать как минимум два человека.

Подводя итоги хочется сказать, что по-настоящему мировой религией учение Заратустры так и не стало. И причинами явились следующие факторы:

  • маздаизм остался консервативен , не выработал новых концепций, и отвечал лишь потребностям борьбы оседлых скотоводов и землевладельцев с кочевниками ,т.е. остался во многом слеп и глух к переменам и общественным запросам;
  • неприятие правителями соседних государств близкой связи маздаистского священничества и государственных учреждений, что выказало политическую ангажированность зороастризма;
  • маздаизм так и не вышел сколь-нибудь далеко за пределы ираноязычного мира;
  • однозначное требование Заратустры почитать лишь одну из сторон мировой борьбы — Добра затрудняло распространение учения Заратустры в широких массах;
  • значительным препятствием явилось создание по сути закрытой касты мобедов, из-за чего иной новообращённый неиранец не мог сделать карьеру по духовной стезе;
  • решающим фактором упадка маздаизма стало отсутствие у зороастрийцев развитой многоступенчатой соподчинённой священнической иерархии, которая была способна превратить разрозненные общины в устойчивую централизованную организацию.

    Оставить комментарий

    Ваш email не будет показываться публично.